Список статей

Игорь МИХЕЛЕВИЧ

«Громовая утка» над Швецией

Многоцелевой самолет SAAB Viggen

Столетний нейтралитет Швеции базируется на хорошо оснащенных и высокоподготовленных вооруженных силах, неотъемлемой частью которых являются королевские ВВС (кстати, одни из самых мощных в Европе). Опора на отечественные разработки и национальную промышленность позволяют военному руководству страны принимать на вооружение основные типы техники собственной принадлежности, которые находятся на уровне мировых стандартов.

В области создания авиационной техники у Швеции свой путь. Многие технические идеи, не дошедшие до стадии воплощения в серийных образцах, в этой стране обретают конкретные формы и успешно используются. Возьмите, к примеру, аэродинамическую схему «утка». Несмотря на солидное количество опытных боевых машин, построенных по такой схеме, до стадии серийного производства не дошла почти ни одна. А конструкторы шведской SAAB-Scania сочли эту схему наиболее удачной при создании многоцелевого истребителя Viggen («Гром») и не ошиблись. Да и вообще, в боевом реактивном мире достаточно если не «близнецов», то «родных братьев» (Як-25 и французский Vautour, англо-французский Jaguar и японский T-2, американский F-111 и Су-24, др.). Шведская же техника похожа только на себя.

Неповторимость аэродинамических форм этих машин не раз привлекала к себе интерес авиационных специалистов всего мира. Viggen, составляющий на сегодняшний день основу королевских ВВС Швеции, занимает особое место в истории мировой авиации.

Состоявшие в конце 1950-х на вооружении шведских ВВС истребители SAAB-32 Lansen и недавно принятый на вооружение SAAB-35 Draken успешновыполняли возложенные на них задачи, но общие тенденции в авиационном мире подсказали военному руководству страны, что пора подумать об их преемнике.

Предварительное проектирование многоцелевого истребителя началось в 1958 г. Три года прорабатывалось более сотни различных вариантов компоновки будущего самолета, после чего в 1962-м началось его детальное проектирование. К началу 1965-го оно было завершено.

Перед экспертами предстала очень оригинальная машина, не только превосходящая своих предшественников по летно-тактическим характеристикам и боевой мощи, но, что немаловажно, способная базироваться в тех же условиях, что Lansen и Draken.

Достоинства нового детища SAAB обеспечивались его уникальной аэродинамической компоновкой, являющейся «уткой» чисто условно. Это, скорее, биплан с разнесенными подлине фюзеляжа крыльями. Дело в том, что дестабилизатор, имеющий закрылок со сдувом пограничного слоя, вероятно, таковым уже не считается. А на новой машине использовано именно такое решение.

Длительная кропотливая работа по согласованию взаимного расположения переднего и основного крыльев позволила «выжать» из «утки» максимум пользы и свести к минимуму ее недостатки. Кроме того, впервые в мировой практике на сверхзвуковом боевом самолете использовался реверс тяги двигателя, что в совокупности с достоинствами аэродинамической компоновки делало Viggen по сути самолетом с коротким взлетом и посадкой (КВП).

В 1965-м правительство Швеции одобрило проект и приняло решение о строительстве шести одноместных и одного двухместного прототипа с одновременной подготовкой к серийному производству.

Создание первого опытного образца завершилось 24 ноября 1966-го. После многочисленных наземных тестов в феврале 1967-го Viggen впервые поднялся в небо. Последний, шестой образец облетали в апреле 1969-го. По результатам испытаний уже в 1968-м был подписан контракт на постройку первой партии в 175 машин, 150 из которых предполагалось построить в варианте тактического истребителя AJ37, а 25 — в двухместном учебно-боевом варианте SK37. Программа предусматривала также разработку разведывательных модификаций для общей (SF37) и морской (SH37) разведок и истребителя-перехватчика JA37.

Тактический истребитель AJ-37 Viggen

Первый серийный истребитель-бомбардировщик AJ37 начал летать 23 февраля 1971-го, а через четыре месяца самолеты стали поступать на вооружение королевских ВВС Швеции, заменяя прежнее детище SAAB А-32 Lansen.

Учебно-боевой SK-37 Viggen

Параллельно шли работы по остальным вариантам. «Спарку» SK37 облетали в июле 1972-го, а серийная машина этой версии поступила в войска через год после одноместного варианта.

Наладив серийное производство двух первых модификаций, фирма сосредоточилась на разведчиках. «Сухопутный» вариант SF37 взлетел в мае 1973-го, а в декабре того же года за ним последовал и морской разведчик SH37. В июне 1975-го впервые разведывательные машины поступили в строевые части.

Принципиальных отличий все вышеперечисленные варианты не имели, планер и силовая установка оставались идентичными. Авот истребитель-перехватчик JA37 уже существенно отличался от базовой модели. Возросшие динамические нагрузки при маневрировании заставили конструкторов усилить конструкцию планера, особенно крыла. Изменения коснулись и силовой установки: двигатель RM8A заменили на ТРДДФ RM8B с большей на 10% тягой. Бортовое оборудование и вооружение машины также претерпело существенные изменения.

Первый полет новой модификации с двигателем RM8A состоялся в июне 1974-го, а с «родным» двигателем самолет полетел в сентябре того же года. Летная эксплуатация серийной техники началась с ноября 1977-го. Первое подразделение истребителей-перехватчиков достигло боеготовности в начале 1981-го, сменив на боевом дежурстве самолеты Draken.

Серийное производство Viggen завершилось в июне 1990-го поставкой войскам последнего из 149 заказанных перехватчиков. За это время выпустили и 160 Viggen других модификаций, часть из которых в 1980-х годах модифицирована в многоцелевой вариант AJS37. На начало 1993-го в ВВС Швеции находилось 137 перехватчиков JA37,82 многоцелевых истребителя AJS37 и истребителя-бомбардировщика AJ37, а также 47 разведывательно-ударных самолета SF37 и SH37.

В 1974…1975 годах Швеция предприняла попытку выйти на международный рынок вооружений с экспортным вариантом Viggen — SAAB-37X — в рамках «контракта века», предполагавшего закупку странами НАТО истребителя нового поколения для замены самолета F-104 Starfighter. Борьба шла между американским F-16, французским Mirage F.1 и шведской машиной. Несмотря на свои неоспоримые достоинства, Viggen’у не суждено было стать Eurofighter’ом по чисто политическим мотивам: Швеция вела независимую от НАТО политику, за что и «поплатилась». Тем не менее зарубежные специалисты не смогли не заметить, что Viggen составил серьезную конкуренцию «американцу», представляющему уже следующее поколение боевых самолетов.

Концептуальная идея Viggen заключается в унификации всех вариантов самолета без проведения каких-либо серьезных изменений конструкции. Так, например, в отсеке БРЭО вместо последнего может монтироваться разведывательное оборудование. Вместо второй кабины «спарки» на боевом самолете размещается дополнительное оборудование и топливный бак. Кроме того, характеристики ударной модификации позволяют возлагать на нее истребительные задачи, а на «спарку» — непосредственную поддержку войск.

Фюзеляж самолета имеет полумонококовую, а в отдельных элементах — монококовую конструкцию. Технологически он делится на переднюю часть с кабиной летчика и заднюю. Фюзеляж перехватчика удлинен на 13 см, изменена его нижняячасть вследствие установки встроенной пушки. Основное крыло выполнено с переменной стреловидностью по передней кромке. В корневых секциях стреловидность составляет 45°, в концевых — 57°. По задней кромке вдоль всего размаха расположены двухсекционные элевоны, являющиеся органами управления по крену и тангажу.

Переднее крыло имеет стреловидность 60°. Задняя кромка крыла снабжена закрылками по всему размаху. Для увеличения их эффективности на малых скоростях используется система сдува пограничного слоя, питающаяся от компрессора двигателя.

Вертикальное оперение представлено классическим килем с рулем направления, приводимым в движение с помощью гидропривода. Чтобы Viggen помещался в укрытия своих предшественников, киль выполнен складным.

Планер изготовлен из алюминиевых и титановых сплавов и композиционных материалов. Обшивка крыльев, элевоны, закрылки, руль направления, равно как и тормозные щитки и люки ниш стоек шасси выполнены многослойными. Многие силовые элементы также представляют собой многослойные клеевые конструкции.

Шасси самолета — трехстоечное. Передняя стойка со спаренными колесами, имеющими механизм разворота, убираются вперед. Основные стойки, оснащенные двухколесными тележками с тандемным расположением колес, убираются вкрыло. При уборке стойки — амортизаторы основных опор сжимаются на 1/3 хода, а колеса размещаются в горизонтальном положении. Применение двухколесных стоек обусловлено большими нагрузками при посадке с крутым снижением без выравнивания, что позволяет сократить посадочную дистанцию. Этой же цели служит и автомат регулировки тяги, помогающий пилоту удерживать относительно постоянную скорость при заходе на посадку.

Фонарь кабины (козырек и откидная часть) — каплевидной формы, выполнен из цельных листов предварительно напряженного стекла. Материал фонаря рассчитан на динамическую нагрузку, возникающую при столкновении с птицей массой 2 кг на скорости 1 100 км/ч. Катапультное кресло дает возможность покинуть самолет, стоящий на земле (класс 0-0).

Силовая установка всех модификаций, кроме JA37, состоит из одного ТРДДФ RM8A, выпускаемого фирмой Volvo-Flygmotor по лицензии американской компании Pratt&Whitney. В своей основе это хорошо зарекомендовавший себя на пассажирских Boeing и Douglas ТРДД JT-8D-22, к которому шведы «пристроили» форсажную камеру и реверсор тяги.

JA37 имеет усовершенствованный двигатель RM8B с усовершенствованными вентилятором и компрессором низкого давления. Модифицирована турбина высокого давления в части охлаждения лопаток, а температура газов перед ней повышена на 55°. Улучшена газодинамика форсажной камеры, вследствие чего время ее розжига сократилось почти вдвое при меньшем дымлении. Удельный расход топлива на форсаже снизился с 2,6 кг/кгc·час у RM8A до 2,52 кг/кгc·час.

За счет нового компрессора увеличился запас устойчивости по помпажу, двигатель стал более «лояльным» к искажениям воздушного потока на входе в вентилятор, а топливорегулирующая автоматика стала реагировать на перегрузку, угол атаки и тенденцию его изменения. Масса RM8B с устройством реверса составляет 2 350 кг. Ресурс двигателя — 600 часов. Удельный расход топлива на максимальном режиме — 0,64 кг/кгс·час.

Устройство реверса тяги хоть и утяжелило двигатель, но считаться «блажью» никак не может, ибо позволяет безопасно приземлиться на мокрую или обледеневшую полосу длиной до 500 м, а такое достоинство самолета в условиях шведской зимы дорогого стоит.

Топливо на самолете размещено в шести фюзеляжных баках, которых, видимо, недостаточно, так как большей частью Viggen летает с подфюзеляжным топливным баком.

Истребитель-перехватчик JA-37 Viggen

Система управления самолетом — гидравлическая необратимая с приводом элевонов и руля направления. Закрылки переднего крыла сблокированы с элевонами таким образом, что отклонение последних автоматически вызывает и отклонение закрылков для компенсации кабрирующего момента. Viggen оборудован системой автоматического управления, имеющей режимы демпфирования, стабилизации, приведения к горизонту и др. JA37 может с помощью этой системы наводиться на цель в директорном режиме.

Встроенное вооружение имеет только JA37. Оно состоит из 30-мм одноствольной пушки КСА швейцарской фирмы Erlikon с боезапасом 150 патронов. По сравнению с пушкой Aden, используемой на Draken и, кстати, на том же Viggen, но в подвесных контейнерах, КСА имеет вдвое большую массу патрона, более чем в пять раз большую дальность эффективной стрельбы на малых высотах и почти на порядок (в 8 раз) превосходящую кинетическую энергию патрона.

Съемное вооружение размещается на семи узлах наружной подвески. Тактический истребитель AJ37 вооружается двумя 30-мм пушками Aden в подвесных контейнерах, УР RBO5A класса «воздух-земля» (стартовая масса — 330 кг, дальность пуска — 15 км) и ПКР RBO4E (стартовая масса — 600 кг, дальность пуска — 65 км), а также различными НАР калибра до 135 мм, бомбами и морскими минами. Основное вооружение перехватчика — это две УР средней дальности Skyflash (шведское обозначение RB71) и две-четыре УР Sidewinder (RB24).

Бортовое оборудование Viggen вполне соответствует мировым стандартам. Перехватчик оснащен многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС PS-46/А (дальностью обнаружения 50 км), разработанной шведской фирмой LM Ericsson в середине 70-х гг. «Отцы» станции утверждают, что их детище сравнимо со станциями самолетов F-16 и F-15. JA37 оборудован также инерциальной навигационной системой фирмы Zinger Kaafott, выпускаемой по лицензии в Швеции под обозначением СD107. Система обеспечивает точность самолетовождения 1,85 км за час полета. Кроме того, на самолете установлены цифровая вычислительная машина, аппаратура опознавания (входит в состав РЛС), радиосвязное оборудование, помехозащищенная линия передачи данных от наземных пунктов наведения, приемник радионавигационной системы и аппаратура радиоэлектронного противодействия.

В кабине перехватчика установлены три дисплея отображения текущей информации. Дисплей РЛС отображает всю информацию, необходимую для атаки, с тем, чтобы летчик не отвлекался на другие приборы. Тактический дисплей представляет собой карту местности с отображением географических координат, запретных зон и данных, необходимых для расчета атаки, а также информацию для навигации и посадки. Индикатор на фоне лобового стекла, совместно разработанный фирмами «Смис Индастриз» и «Свенска Радио», предназначен для выполнения полетов на малых высотах и директорного наведения на цель.

Тактический разведчик SF-37 Viggen

Разведывательное оборудование модификации тактической разведки SF37 состоит из четырех аэрофотоаппаратов (АФА) для плановой съемки или четырех АФА для перспективной съемки с малых высот, а также двух АФА для съемки с больших дальностей и ИК-станции.

Морской разведчик SH-37 Viggen

У морского разведчика SH37 оборудование более «серьезное» и состоит из поисковой многорежимной моноимпульсной РЛС PS37A с фотоаппаратом для получения изображения с экрана индикатора станции, а также средств радиотехнической разведки и др. На внешней подвеске SH37 может устанавливаться контейнер с АФА для съемки ночью и с больших дальностей, контейнере ИК-станцией PS710, либо аппаратура радиопротиводействия (активные средства или автомат выброса пассивных помех В02-100). Встроенное разведоборудование обеих модификаций располагается в носовой части самолета.

Viggen отличается от своих предшественников более высокой эксплуатационной технологичностью. Встроенные бортовые средства объективного контроля в сочетании с тремя автоматизированными наземными стендами сократили время технической диагностики на треть по сравнению с истребителем Draken. Подготовка самолета к повторному вылету, включая перезарядку пушки и подвеску боекомплекта, занимает всего 10 минут. Заправлять Viggen позволительно даже при работающем двигателе.

В иностранной печати подчеркивалось, что обслуживание машины доступно даже слабоквалифицированному техническому персоналу. В частности, на два самолета, обслуживаемых десятью механиками, достаточно одного квалифицированного контролера. Трудозатраты на час налета Viggen в реммастерских и в полевых условиях составляют соответственно 22 и 9 человеко-часов. Замена двигателя «в поле» производится за 4 часа. А что касается отказов и неисправностей, думаю, понятие «шведское качество» присуще не только автомобилям.

Словом, десятилетний труд шведских инженеров и конструкторов по созданию целого семейства SAAB-37 ненапрасен: создан удачный самолет, практически четверть века являющийся основой королевских ВВС. Замена «рабочей лошадки» на перспективный Grippen, ранее намеченная на 1996…1997 годы, из-за трудностей с разработкой самолета идет медленнее, чем планировалось, и скорее всего Viggen войдет в третье тысячелетие на боевом посту. А 30 лет для истребителя — это уже солидно.

Совсем недавно в иностранной печати появилось сообщение о разработке модернизированного варианта истребителя JA37. Модернизация включает совершенствование бортовой РЛС, установку новой радиостанции, цифровой лини передачи данных и другого оборудования. Доработка Viggen позволит использовать на нем весь арсенал вооружения, предназначенного для перспективного самолета Grippen. Первый полет модернизированного истребителя состоялся в июне 1996-го, а всего планируется переоборудовать до 90 машин.

Не исключен также и вариант появления Viggen в Польше.



AJ-37 Viggen


SK-37 Viggen

Летно-технические характеристики

 

 

AJ37

JA37

Размах крыла

м

10,6

10,6

Длина фюзеляжа

м

16,27

16,4

Высота самолета

м

5,8

5,9

Площадь крыла

м²

46

46

Масса пустого

кг

9 000

9 880

Взлетная масса

 

 

 

    нормальная

кг

16 000

13 500

    максимальная

кг

20 500

17 000

Масса боевой нагрузки максимальная

кг

6 000

5 000

Максимальная скорость

 

 

 

    у земли

км/ч

1 350

1 410

    на высоте 12 000 м

км/ч

2 120

2 135

Вертикальная скорость у земли

м/с

192

-

Время набора высоты 10 000 м

с

-

100

Посадочная скорость

км/ч

-

220

Практический потолок

м

15 500

18 800

Радиус действия

км

500…1 000

476

Дальность перегоночная

км

4 000

-

Тактический истребитель AJ-37 Viggen






Некоторые схемы окраски самолётов семейства J-37


Saab 37 Viggen, первый прототип, музей Мальмслатт, 2005 г.


Saab 37 Viggen, второй прототип, музей Мальмслатт, 1986 г.


Saab JA37 Viggen, F17-33, Роннеби, 1982 г.


Saab JА37 Viggen, F13-40, Норрчёпинг, 1982 г.


Saab JA37 Viggen, F13-30, Норрчёпинг, 1988 г.


Saab JА37 Viggen, F4-01, Эстерсунд-Фрёсён, 1989 г.


Saab JА37 Viggen, F17-47, Роннеби, 2002 г.


Saab JA37 Viggen, F16-P10, 3.div/F16, Уппсала, 2003 г.


Saab JAS37D(I) Viggen, F4-46, Эстерсунд-Фрёсён, 2004 г.


Saab AJ37 Viggen, F6-35, Карлсборг, 1990 г.


Saab AJ37 Viggen, F15-26, Сёдерхамн, 1993 г.


Saab AJ37 Viggen, F10-61, Энгельхольм, 2000 г.


Saab SK37 Viggen, F15-58, Сёдерхамн, 1997 г.


Saab SK37 Viggen, F15-62, TIS37, F4, Эстерсунд-Фрёсён, 1999 г.


Saab SK37E Viggen, F21-73, Лулео, 2005 г.


Saab SK37E Viggen, F21-73, Лулео, 2005 г.


Saab SH37 Viggen, F13-01, 1.div/F13, Норрчёпинг, 2002 г.


Saab SF37 Viggen, F13-20, Норрчёпинг, 1982 г.


Saab AJSF37 Viggen, F7-38, Англия, Фэйрфорд, 1995 г.





Saab AJSF37 Viggen, F21-52, Лулео, 2003 г.

Список статей